- Главная/
- Актуальные темы/
- Современные угрозы институту семьи
Современные угрозы институту семьи
Современная западноевропейская модель цивилизации, с её искажением, а затем и отрицанием христианских ценностей, развиваясь и утверждаясь на постулатах прогресса, индивидуализма и либерализма, получила своё законченное выражение в идеологии постмодернизма.
Постмодернизм – явления в культуре и общественной жизни современных европейских и англосаксонских стран. Постмодернистское умонастроение несёт на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей. Общим для различных национальных вариантов постмодернизма можно считать его отождествление с эпохой депрессии, экзистенциального вакуума, эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, эклектическим смешением художественных языков. Авангардистской установке на новизну здесь противостоит стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем её ироничного цитирования. Постмодернизм явился результатом отрицания: а) духовного достоинства человека; б) высокой осмысленности его существования; в) нравственных норм и ценностей.
Аксиологический (эмоционально-оценочный) плюс культурно-нравственных ценностей поменялся на минус. Негативные личностные качества человека: агрессивность, жестокая расчетливость, соблазнительная похотливость, мошенничество, преступная дерзость, – культивируются как достойные уважения, как способные приносить успех в жизни. Напыщенная суетность, имитация жизненных процессов, гедонизм и потребительство стали стилем современного постмодернизма. Опасность заключается в том, что молодые люди, стремясь подражать такому образу голливудских героев и героин, чаще всего либо погибают физически, либо заболевают душевно, либо попадают в тюрьму. Пропаганда порока как социальной нормы, ориентация на асоциальный и антисоциальный образ жизни как наилучшего в жизненных устремлениях молодёжи – всё это делает создание и сохранение благополучных семей очень затруднительным или даже невозможным.
Классификация социально-психологических факторов, угрожающих институту семьи.
Апостасия – отход от Божественных Законов бытия. Человек, отвергающий христианские Заповеди жизни, имеет точкой отсчета лишь свой взгляд на жизнь. Собственные прихоти возводятся в ранг знакового культа, глупые капризы становятся способом самовыражения, а безумие похотливых влечений защищается как право на личностную свободу и независимость. С таким человеком невозможно выстроить долговременных отношений, так как он непредсказуем даже сам для себя. Если соединяются двое молодых людей с такими натурными взглядами на жизнь, то договор, совет, доверие в такой паре невозможны. Отсутствие единства жизненных правил и обязательств изначально разрушает структурный фундамент отношений.
Оккультизм – верования в астрологию, магию, другие демонические учения. Растеряв благодать христианской веры и чувствуя свою беспомощность, человек в трудные минуты жизни начинает обращаться к тем, кто рекламирует себя вершителями судеб людей: экстрасенсам, колдунам, прорицателям. Возникает большой соблазн выстраивать свои отношения с избранником или избранницей (мужем/женой, соперниками/соперницами) при помощи заклинаний, приворотов, отворотов. Порой психический эффект в таких случаях (по разным причинам) может быть достигнут, но отношения будут изуродованы: они лишатся свободы, любви, чистоты, радости и искренности. Самые страшные последствия понесут дети, чаще всего через психические заболевания.
Гламур – роскошный стиль жизни, внешний блеск, натуралистический эротизм. Либерально-гедонистическая философия потребления создала для современной молодежи некий образец, туманный горизонт заветной мечты о счастье. Гламурное коммуникативно-информационное пространство СМИ навязывает такую систему ценностных координат, где жизненный успех выражается исключительно в товарно-денежном эквиваленте. Значимость, ценность, достоинство человека определяется наличием у него денежного состояния, дорогой одежды, шикарных авто, других предметов не первой необходимости. Тот или иной предмет аксессуара возводится в пафосный культ и служит паролем «свой-чужой» в гламурной тусовке. Человек измеряется вещами и сам становится вещью. (Мужчина покупает благосклонность «объекта» своего внимания; женщина продаёт свою сексуальность «богатенькому буратино»). Развлечения, азартность, безумные траты объявляются особым образом жизни, признаком элитарности, уделом избранных. Гламур – это обман, иллюзии, соблазн, манящий неискушенных людей тем, что на самом деле не имеет и не может дать счастье. За вычурной эстетизацией внешних форм скрывается пошлость низменных влечений; под циничной риторикой – унижающие человеческое достоинство корысть и предательство. Эпатаж, эйфория пустых обещаний, демонстративное оправдание социального безделья и нравственной безответственности, наркотический кайф, запрет на серьёзный разговор о серьёзном, обман и игривость «всех со всеми», – всё это препятствует возникновению между мужчиной и женщиной глубоких личностных отношений, возможности построения семьи, осознанному рождению и воспитанию детей.
Кумирство – это ментальная подмена, искажённая форма идентификаций в современной субкультуры, паразитирующая на потребности подростков жертвенного служения высоким идеалам и ценностям. Указывая на звёзд шоу-бизнеса как на идеал для подражания, либеральная идеология формирует установку на чрезмерное восхищение их личностными особенностями: внешностью, модной «крутизне» в одежде, финансовой состоятельности, даже пороками. Карьера в шоу-бизнесе очень часть сопровождается полным попранием всех моральных норм и ценностей. Подражания своим кумирам в поведении, молодые люди будут: с лёгкостью преодолевать в себе психосохранный механизм стыда, забывать о своей совести, не брать никаких нравственных обязательств в отношениях с близкими людьми. Формируется навык безответственного поведения. А семья можно существовать только при взаимной ответственности супругов друг перед другом, детьми и своими родителями. Так возникает противоречие между жаждой «полной» свободы и семейным долгом.
Алкоголизация, наркотизация, сексуализация подростков и юношества. Пропаганда в молодёжной среде опьянено-развратного образа жизни привела к тому, что две трети подростков уже в возрасте от 13 до 16 лет регулярно выпивают, рано начинают сексуальную жизнь, пробуют те или иные наркотики. Подростковые девиации провоцируют интерес к маргинальности, приводят к тому, что на пороге ранней взрослости, того периода, когда возможно и необходимо создавать семьи, более 83 % молодых людей склонны к алкоголизму, 20 % супружеских пар бесплодна, у 21 % мужчин от 20 до 30 лет – импотенция.
Агрессивность – умышленное причинение вреда другому. Закрепление в общественном сознании дарвинистского понимания человеческой природы, а также обоснование и «узаконивание» в психоанализе животных проявлений человека, «вынужденного выживать среди себе подобных», привело к тому, что современные люди стали не способны к эмоциональной саморегуляции: разум перестал управлять чувствами, а воля лишилась власти над аффективными вспышками. Высвобождение агрессивности произошло как в мужском стиле поведения, так и в женском. Мужчины стали позволять себе избивать близких, а женщины – оскорблять. Жизнь в семье с агрессивными людьми превращается в непрекращающиеся ссоры, скандалы, доходящие до трагедий.
Гендерные революции – отрицание прирообусловленных норм полоролевого поведения. Извращения сексуальных влечений, существующие с давних времен, всегда понимались как маргинальные явления, тесно связанные с развратом и психическими заболеваниями. Но никогда болезнь или порок не заявляли о себе с такой воинствующей агрессивностью, как это случилось в конце XX века. Выразилось это (прежде всего на Западе) в небывалой пропаганде гомосексуализма, что дало резкий рост численности и активности сексуальных меньшинств. Репрессивная толерантность, навязывающая общественному сознанию необходимость признать право пропаганды «свободной сексуальной ориентации», провоцирует сначала на сексуальное экспериментирование в подростковой среде, а затем приводит к полному вовлечение части их в маргинальную среду «секс-индустрии». Антитакты, проповедовавшие вседозволенность, пытаются насадить небрежное отношение к непорочности и легкомыслие к телесным грехам. Молодые люди, выросшие на идеях гендерной революции с большим трудом способны к целомудренному браку и благочестивой семейной жизни.
Главными рупорами идей постмодернизма в нашей стране являются специфические TV-передачи и либеральные СМИ. «Творческие деятели» постмодерна на основе того, что уже создано в литературе и искусстве: размышляя, – извращают; синтезируя, – унижают; конструируя, – разрушают; слушая, – иронизируют, рассказывая, – кощунствуют. Во всем присутствует дегуманизация и демонизация. Вечные человеческие ценности: семья, дружба, порядочность объявлены идефиксами, которые препятствуют творческой реализации. Удовлетворение низменных инстинктов названо свободой (либоре), современным способом самовыражения.
Социально-психологические условия построения и существования семьи в обществе | Интерпретации социально-психологических условий сохранения семьи в духе постмодернизма |
Сохранение традиционных христианских ценностей | Тоталитаризм, |
Ответственность, чувство долга | Глупость |
Верность | Ограничение удовольствий |
Взаимные обязательства | Ограничение свободы |
Иерархия, порядок | Параноидальность |
Рождение детей | Опасность потери сексуальности (для женщины); ненужная обуза (для мужчины) |
Труд по жизнеобеспечению | Удел ничтожных людей |
Семья | Анахронизм |
Идеалом постмодернизма является хаос (хаосмос) первоначальное состояние неупорядоченности, состояние «нескованных возможностей». Легкомысленность, безответственность и карнавализация сознания стали характерным содержанием жизни молодых поколений.
Во всем этом ярко выступает одна черта, никогда прежде не заявлявшая о себе с такой силой: неудержимая тяга современного человека ко всякому необычному, экстремальному опыту. Она же видна и в другом характерном явлении современности – в постоянном росте популярности и разнообразия практик трансгрессии, в которых человек преступает тот или иной запрет, норму, закон. Сюда входят самые различные вещи – открытые нарушения норм морали, акты религиозной профанации и кощунства, садомазохистские извращения, насилия и кражи, делаемые ради острых ощущений, – вплоть до актов суицида и терроризма. Создание семьи при этом становится фактически невозможным.
Общественные явления, разрушающие семью | Интерпретации их в стиле постмодерна |
Уход от реальных забот | Освобождение от унизительного быта |
Фэнтази, мистификация | Истинное мировосприятие |
Оккультизм | Знания посвященных |
Влечение к азартным играм, экстремальным занятиям | Состояние «нескованных возможностей» |
Сексуальная распущенность | Культ, право на субъективный опыт |
Леность | Шарм |
Безделье | Творческая депрессия |
Аборты | Завоевание феминизма |
Драки, ссоры, оскорбления | Искренность выражения чувств |
Человечество оказалось перед лицом неконтролируемости собственных деструктивных инстинктов. Отсутствие мировоззренческих ориентиров, значимых авторитетов, осознанных нравственных целей и духовных перспектив, привело общество к угрозе разрушения института семьи. На месте провозглашённой 200 лет тому назад «бесконечной лестницы прогресса» оказался цивилизационный тупик. Предвидеть, как сложится судьба отдельного человека – невозможно, но видеть как может развиваться или разрушаться то или иной общество – необходимо. Социальная целостность основана не только на территориальном единстве, но, главным образом, на единстве базовых ценностей. Общность смыслового пространства народа включает единые жизненные целеполагания. Отрицание традиций, безнравственный индивидуализм ведёт к нездоровой конкуренции и конфронтации. Это наблюдается не только в социуме, но даже в кругу близких людей, что и является первопричиной разрушения нравственных устоев семьи и общества.
Источник: semyarossii.ru
27.11.2017 г.