Православные татары

Православные татары

В связи с недавними событиями, произошедшими в Республике Татарстан (поджоги православных храмов, в том числе функционирующих в кряшенских населенных пунктах), своевременное решение т.н. «кряшенского вопроса» приобрело особую актуальность как для самих кряшен, так и для руководства республики, а также для татарского народа в целом.

По оценкам экспертов (Роман Силантьев), до 20% татар в России сегодня исповедуют христианство, а дети от смешанных браков у татар в 70% случаев становятся христианами. Из этих 20% православных татар около половины являются этнически православными, которые проживают в сельской местности (кряшенских деревнях и селах) или в городах, но сохраняют устойчивые связи с населенными пунктами, из которых они происходят. Другая половина (из т.н. «этнических мусульман), а также дети от смешанных браков проживают в основном в городах, что затрудняет получение более точных данных об их численности.

Так, в Республике Татарстан проживает примерно 2 миллиона 12 тысяч 600 татар, из которых не менее 300 тысяч – этнические кряшены. При последней переписи только 30 тысяч этнических кряшен учтены в категории «кряшены», около 12 тысяч – в категории «крещеные татары», остальные этнические кряшены указаны в общих строках – «татары» и «русские». Православные татары из «этнических мусульман» и дети от смешанных браков также записаны просто татарами или русскими.

По последней переписи населения, прошедшей в Казахстане, в ходе которой учитывалось вероисповедание опрашиваемых, из 204 тысяч 229 проживающих там татар 20 тысяч 913 человек записались христианами, 162 тысячи 496 человек – мусульманами, 16 тысяч 569 человек назвали себя неверующими, а у 4 тысяч 23 человек вероисповедание не указано. Можно предположить, что среди последних двух категорий преобладают христиане (не указали вероисповедание) и неопределившиеся (назвали себя неверующими). (По мнению редакции данный вывод автора является некорректным, вряд ли неверующих можно приписать к христианам. Судя по тому, что 81% татар в Казахстане отнесли себя к мусульманам, скорее всего в такой же пропорции «неопределившихся» можно приписать к мусульманам, но есть еще буддисты, индуисты, масса сект в Казахстане (известно, что предыдущая жена президента Назарбаева татарка была привержена учению Порфирия Иванова). Кроме того значительная часть татар, относящих себя к христианам, по переписи в Казахстане, являются протестантами или католиками. Не говоря уже о том, что данные «казахстанские» пропорции некорректно распространять на Россию, где православие является основной «государствообразующей» религией. В Казахстане такую роль играет ислам. – Ред.)

Учитывая, что населенных пунктов этнических кряшен в Казахстане нет, а сами этнические крещеные татары за пределами Татарстана предпочитают татарами не записываться, то около 21 тысячи проживающих в Казахстане православных татар (еще раз напомним, определение «христиане» не совпадает с понятием «православные», здесь автор выдает желаемое за действительное. – Ред.) – это выходцы из этнических мусульман, которые не побоялись указать христианское вероисповедание в государстве, где мусульмане численно преобладают.

Таким образом, мы видим, что татары – двухконфессиональная нация. В то же время официальные пропагандистские ресурсы Татарстана продвигают ложный тезис – якобы «татары – мусульмане». Тем самым игнорируются духовные потребности православной части татар. Ситуация усугубляется непропорциональным количеством мечетей и православных храмов, функционирующих в Республике Татарстан.

В данных условиях часть этнических кряшен, испытывая неудовлетворенность своих духовных потребностей (всего в пяти храмах республики богослужение относительно регулярно совершается на крещено-татарском языке), пытается добиться статуса отдельного народа. Однако признание этнических кряшен отдельной национальностью противоречит идее единства татарской нации, которая на сегодняшний день и так остается расколотой.

Указанная ситуация получила название «кряшенский вопрос», решение которого достаточно очевидно – признание и пропаганда двухконфессиональности татар, а также выделение всех необходимых ресурсов, в том числе из бюджета Татарстана, на удовлетворение духовных нужд православных татар, на развитие татарской православной традиции, подразумевающей богослужение и христианское просвещение на татарском языке (Татарстан согласно Конституциям РТ и РФ является светским государством, и деньги в бюджете на религиозные нужды не отпускаются. Строительство храмов идет на деньги спонсоров. – Ред.).

При этом требуется построить достаточное количество быстровозводимых православных храмов и часовен (молитвенных домов) в кряшенских и смешанных населенных пунктах, где богослужение будет совершаться на крещено-татарском языке (язык Н. Ильминского), а христианское просвещение – через литературу и преподавание на современном татарском языке. В то же время нужно во всех городах Татарстана построить православные храмы, где богослужение должно совершаться на современном татарском языке.
Для этого необходимы татароговорящие священнослужители, в том числе епископы, которых руководство Республики Татарстан может запросить у Московского патриархата. По данным экспертов, более 400 иереев Русской православной церкви являются т.н. «этническими мусульманами», большинство из них – татары (эксперт Роман Силантьев). Некоторые из них – монахи, которые могут стать епископами, например, иеромонах Иннокентий (Кильдеев), занимающийся переводами богослужебной и иной православной литературы на высокохудожественный современный церковно-татарский язык. Кроме того, в самом Татарстане около 30 священников – этнические кряшены.

Также важна работа татароговорящих православных просветителей мирян (подходящие люди проживают в Татарстане), и необходимо издание достаточного количества православной литературы на татарском языке, поддержка татарских православных проектов, таких как татарский христианский шамаиль.

Требуется обеспечить реальное участие православных татар во всех татарских общественных, в том числе национально-культурных, организациях, таких как Всемирный конгресс татар и Региональная татарская национально-культурная автономия г. Москвы.
С целью достижения политического единства и мирного сосуществования двух ветвей татарского народа – православной и мусульманской, необходимо проработать вопрос «встраиваемости» православных татар в т.н. общетатарскую политическую конструкцию, которая, в свою очередь, должна учесть духовные интересы православной части татарской нации.

Также важно наладить взаимодействие фактических лидеров православных татар и татар-мусульман друг с другом, поощрять их совместное участие в различных дискуссиях, круглых столах, публичных мероприятиях.

Вышеуказанные меры будут способствовать укреплению общественно-политических позиций Республики Татарстан, расширению влияния двухконфессиональной татарской нации как субъекта внутренней политики Российской Федерации, укрепит престиж татар на международной арене.

Татарская православная традиция для татар, подобно грузинской православной традиции для грузин, является залогом сохранения, развития и расцвета народа, а не путем к его исчезновению, как ошибочно думают некоторые. Богослужение в Православной церкви совершается на разных языках, и допускаются (в определенных пределах) обрядовые и бытовые особенности.

Церковно-славянский язык намного сильней отличается от современного русского, чем крещено-татарский (кряшенский) от современного татарского. Крещено-татарскую литературную форму можно сопоставить скорее с русским литературным языком на дореволюционной графике с «ять», «ер», «ерь» и т.п., чем с церковно-славянским. В то же время уже существует татарская православная традиция на основе современного татарского языка.

Проведение богослужений на двух татарских языках – кряшенском (преимущественно в сельской местности) и современном татарском (преимущественно в городах), а также распространение христианской литературы на современном татарском языке и предметов татарского христианского искусства (шамаиль) в городах и крещено-татарских населенных пунктах создаст необходимые и достаточные условия для:

– постепенного естественного вовлечения в современную татарскую православную традицию этнических кряшен, православных татар из т.н. «этнических мусульман» и детей от смешанных браков;

– приобщит к татарской православной традиции часть православных верующих из других этносов, проживающих в Республике Татарстан;

– решит «кряшенский вопрос» в пользу сохранения единства татарской нации.

Элина ГАЛИУЛЛИНА, православная.

08.02.2014 г.