Анастасия Белобородова: «Никого не стремлюсь перевоспитывать, просто помогаю найти ориентиры»

Анастасия Белобородова

Анастасия Белобородова работает с подростками, она лектор по традиционным семейным ценностям Центра защиты материнства «Умиление». Еще несколько лет назад главным «увлечением» Анастасии была сфера семьи и материнства, разные виды рукоделия. Она – мама четверых детей, счастливая жена и хранительница домашнего очага. Но ребята стали подрастать, а Насте захотелось направить свой опыт в социальное русло. Тем более что по образованию она педагог-психолог, и всегда считала педагогику своим призванием.

Подростки из школ, сузов и вузов по-разному относятся к лекциям на тему семейных ценностей и нередко задают неожиданные, даже провокационные вопросы. Но информационная открытость Насти дает им уверенность в том, что они узнали. Многие аспекты для них самих становятся открытием. О специфике своей работы, восприятии темы современными подростками и эффекте от такой инициативы – в интервью с Анастасией.

Мечты о чистой любви

- Настя, как ты попала в центр защиты материнства «Умиление» и почему именно в качестве лектора по семейным ценностям?

- За работой центра в социальных сетях наблюдала лет 8, если не больше. Периодически участвовала в их акциях, сборах. Раза три приходила и проводила творческие мастер-классы в приюте. Но это разовые мероприятия, а хотелось помогать на постоянной основе, потому что мне близки идеи этой организации, и хотелось внести свою лепту. Долгое время не знала, что у них проводятся лекции, и им нужны лекторы. На одном из фестивалей «Мама-пчелка» два года назад об этом мне рассказала психолог Наталья Ипполитова, вселила надежду: «Это же твоя тема. Может, пойдешь, узнаешь?». Я как раз находилась в активном поиске себя, поэтому последовала совету, тем более что руководителя проекта Элину Белянкину на тот момент уже знала. Поначалу выходила на лекции вместе с ней и другими сотрудниками, потом уже сама. Вот уже почти 2 года, как я лектор.

- То, как выстраивается лекция, - это лично твоя разработка или есть какой-то шаблон?

- За основу берутся методические рекомендации лектора из Тюмени, к.с.н. Константина Шестакова, у него много разработок по этой теме. Но каждый лектор дает свое видение ситуации. То есть я стараюсь говорить со слушателями через призму своего личного опыта. Вообще, у меня нет такого, чтобы я встала перед ребятами и начала читать по бумажке. Стараюсь просто беседовать с ними, провоцировать на диалог, чтобы они задавали вопросы. Отвечали на мои. Мне важно узнать, что интересует именно эту аудиторию.

- Ты уверена, что детей нужно учить семейным ценностям? Может, лучше отдать это на откуп родителям?

- Раньше все эти знания передавались из поколения в поколение. Но разного рода исторические события – революция, война, распад Союза - внесли свои коррективы, люди потеряли ориентиры. В какую сторону двигаться? Как взрослым общаться друг с другом? Я вспоминаю поколение своих родителей, уже они были дезориентированы, им сложно давалась передача традиций. Конечно, если в семье нормальные гармоничные отношения между папой и мамой, с детьми, то дети это впитывают с рождения. А если нет? Сколько сейчас одиноких детей, им просто неоткуда взять опыт построения отношений с другим полом. За что у меня больше всего болит душа, так это за то, что они очень дезориентированы: входящий поток информации из интернета слишком навязчив. Он направляет в сторону свободных отношений, учит, что любовь – временное явление, миф. Они настолько насыщены такими «ориентирами», что перестают видеть положительные примеры семей.

- С кем ты работаешь? Школьники начальных классов, подростки, студенты? Почему?

- Вообще, мне интересно работать с детьми. С любыми. Долгое время я была домохозяйкой, наслаждалась материнством, семьей. Когда стала понимать, что они подросли и стали самостоятельными, у меня появилась потребность делиться опытом, знаниями. Захотелось приносить пользу обществу. Поэтому я стала искать возможность своей реализации. Начав вести лекции, пробовала беседовать с младшими школьниками, но, как показал опыт, они еще очень далеки от семейной темы. С ними немножко по-другому нужно выстраивать лекцию. Там надо даже не о семье, наверное, говорить, а просто об отношениях, об их чистоте, чтобы им это было понятно. А вот с подростками 15-18 лет – самое то. С ними интересно, их эта тема волнует.

- В целом молодежь одинаковая или есть расслоение в плане ценностей, взглядов?

- Зависит от возраста. Есть разница между студентами первого курса техникума и колледжа, которым 15-16 лет, и студентами вуза, которым 18-20, у них уже другое мировоззрение. В целом, мне кажется, в каждом учреждении, колледже, даже группе, - своя особая атмосфера. Но, в общем, взгляды у них совпадают.

- Позитивно настроено молодое поколение относительно семьи, детей?

- Когда шла в первый раз на лекцию, боялась, руководствовалась тем, что говорят люди: молодёжь ничем не интересуется, им подавай только деньги, карьеру, у них в приоритете свободные отношения. Но когда начинаешь с ними глубже разговаривать, понимаешь: им хочется настоящей, светлой и чистой любви, хороших отношений, уважения, доверия. То есть все то, на чем строится семья, мир и наши взгляды. Просто они очень дезориентированы в пространстве, имеют стереотипы.

- Сама столкнулась с тем, что молодежь вообще не планирует детей заводить, хочется просто для себя жить…

- Есть такое. Но надо понимать, что в их возрасте это нормально. В 18 лет мало кто из молодых людей думает о детях. Это разумно, сам возраст про то, чтобы заниматься своим образованием. Всё придет в свое время. Сама я в 20 лет вышла замуж, но если бы в 19 мне сказали, что в этом году стану женой, сказала бы: «Вы что, с ума сошли? У меня учеба, я студентка, хочу получать образование, диплом». И с подростками тоже об этом говорю: в молодости нормально думать об образовании, карьере. Но когда встретится человек, с которым захочется создать семью, пусть у них будет информация, которая убережет их от ошибок.

- Достаточно ли одной лекции в этом случае?

- Изменить мировоззрение в течение часа-полутора невозможно, а с другой стороны, если не делать ничего, то будет хуже. Я замечаю, что какую-то капельку, удочку в умы забросить получается. Если подростки заинтересуются темой один раз, они будут обращать на нее внимание и в других источниках. Кстати, у меня еще есть замечательные отзывы преподавателей. Недавно разговаривала с директором колледжа, в который очень люблю приходить с лекциями. Она после наших лекций беседует со студентами, и те ей говорят, что они ничего подобного не знали. Мало кто сейчас будет специально интересоваться демографией, семейными отношениями, потому что у подростков другие интересы, и это, повторюсь, нормально в их возрасте.

Лекции и семья

- Помнишь ли ситуации, которые удивили?

- Была аудитория в одном из колледжей, тогда я еще только начинала вести лекции. Попалась девушка, которая всю беседу спорила, задавала провокационные вопросы, один из которых «Сколько зарабатывает ваш муж?» или «Когда вы лишились девственности?». Причем я тогда выступала не одна, нас было трое. Самое интересное, что я почувствовала эту девочку, ее глубокую психологическую травму. Скорее всего, она росла без отца, и мне хотелось ее пожалеть. То был протест на тему: «Зачем нужна любовь, и что это вообще такое, лучше жить для себя и пользоваться мужчинами».

- Она искала аргументы в пользу своей позиции…

- Да, но меня эти все вопросы не поставили в тупик, я честно ответила на них. Мне кажется, из-за того, что я не смутилась, она обрела спокойствие. Потом, когда через какое-то время мы пришли в тот же колледж на следующий год, к нам подошла преподаватель, которая присутствовала на этой лекции, и сказала: «Вы знаете, эта девочка изменилась, стала больше времени уделять учебе, менее вызывающе себя вести». И это здорово! Такие отзывы вдохновляют на дальнейшие свершения.

- А из хороших реакций что наблюдала?

- Очень здорово разговаривать со студентами, когда отдельно собирается группа мальчиков и отдельно - девочек. Тогда ребята меньше скромничают и задают более интересные вопросы. И я иногда спрашиваю: «Пока нет девочек, вам интересно узнать, что они о вас думают?» и, наоборот, задаю такой вопрос девочкам. И им всегда интересно. Я с ними честно делюсь, выпытываю этот опыт отдельно у мальчиков и отдельно у девочек. Потому что для них это большое открытие. Им интересно, как должна выглядеть девушка, чтобы нравиться парням, они же это тоже берут из социальных сетей, из интернета. И часто образы не совпадают с реальностью. На самом деле парням нравится не внешность, о ней ребята говорят мало, а упоминают другие качества желаемой спутницы: спокойная, заботливая, хозяйственная, верная. То, что ценилось во все века. Их стереотипы – родом из социальных сетей, а внутри - совершенно другие переживания. Когда им предлагаешь поменять отношение к реальности, реакция всегда поражает.

Однажды, когда мы перешли к серьезной и болезненной теме абортов, одна девочка сказала: «Мое тело – мое дело», что там ничего нет, а будущий ребенок - просто сгусток клеток. Я начала объяснять, почему это не так, она психанула, взяла свои вещи и демонстративно вышла. Это как раз было минут за 5-10 до конца лекции.

Меня это не напугало, потому что я изначально иду с позицией, что каждый имеет право на свое мнение. Остается только сочувствовать такому мнению и надеяться, что эта девушка не познает свою ошибку на своем личном горьком опыте, что у нее все сложится хорошо и она когда-нибудь это поймет и примет, когда станет мамой. Было волнение, как отреагирует остальная часть аудитории на такую конфликтную ситуацию. Когда девушка ушла, я сказала ей вслед: «Спасибо за внимание, я сочувствую вашему мнению», ребята успокоились и оставшееся время слушали меня с еще большим вниманием и благодарностью. Не было осуждения и протеста с их стороны.

- В общем, ты готова к любой реакции, спокойно все воспринимаешь?

- Уже да, потому что разные ситуации имели место. В любом случае нужно постоянно развиваться в своей сфере, узнавать новые данные, интересоваться этой темой, потому что ситуация меняется. Та же самая демографическая ситуация меняется, и отношение государства к проблеме постепенно меняется, что тоже нужно учитывать и принимать. Для того чтобы быть ближе к студентам, я стала интересоваться молодежной культурой, заглядывать на молодежные странички, даже узнала, кто такой Моргенштерн.

Это настолько для меня далеко, но чтобы понимать, на каком языке нужно говорить с молодежью, хотела увидеть, чем она живет, интересуется. Помню, когда посмотрела Моргенштерна (перед сном, втайне от своих детей), была потрясена. И вот я сижу, я помню, потрясенная, а муж спрашивает: «Ты чем занимаешься?». Я ему: «Смотрю, кто такой Моргенштерн». Потом заинтересовалась студией «Блэк Стар», у меня сложилась картинка. От всего увиденного и услышанного до четырех утра не могла спать, настолько была потрясена масштабностью мерзости, что ли, что они несут людям. Еще больше захотелось дать детям альтернативу.

- Как твоя деятельность вписалась в твою жизнь, семью? Как сама изменилась? Как относятся к твоей деятельности в семье? Насколько это все у тебя гармонично или нет?

- Это настолько меня поглотило, что погрузилась в свою работу с головой. В семье относятся уважительно к моей деятельности - и дети, и муж. Мне это легко и интересно, потому что я просто делюсь опытом. О том, что за 16 лет семейной жизни воплотила большинство идей, которые несу, что счастливые отношения возможны, что любовь реальна, и она длится не 3 года, как мне студенты часто говорят. С другой стороны, моя работа накладывает еще большую ответственность, чтобы дальше держать свою семью в счастливых и любящих отношениях, дабы не стыдно было делиться своим опытом. Невозможно говорить о любви, не имея ее в своих отношениях, говорить о каком-то доверии, если сам не доверяешь людям.

- То есть лекторство - это твое основное направление?

- Пока я сидела дома, увлекалась разными направлениями. Действительно люблю рукодельничать в разных сферах. Но сейчас мое творчество связано только с детьми. Специально для себя что-то делать нет желания: насытилась рукоделием, набралась энергии, мне хочется направить ее в социальное русло. Зато увлеклась другим: прошла школу ораторского мастерства, блогерства, потому что так я могу делиться не только со студентами, но и с остальными. Собой занимаюсь: не могу же я прийти к молодым студентам, которым интересно все красивое, и заинтересовать их, если одета, как колхозница.

- Настя, что для тебя настоящая семья?

- Это крепость. Как я говорю на каждой своей лекции, семья – самое безопасное место на земле. Когда каждый человек может прийти домой, и его будут любить и принимать таким, какой он есть. Это же так здорово, когда каждый может быть собой. Со своими талантами, увлечениями. Но при этом семья удивительна тем, что там каждый разный, но всегда есть общие интересы, точки соприкосновения, традиции.

Беседовала Оксана БИРЮКОВА

09.11.2021 г.